пятница, 18 марта 2016 г.

Важный вопрос. Приватизация отменяется?

Глава Росимущества выступила против продажи госактивов стратегическим инвесторам

Третья волна приватизации в России может закончиться, так и не начавшись. Глава Росимущества Ольга Дергунова
выступила против продажи госактивов стратегическим инвесторам, планировавшейся ранее.

 Ей оппонирует министр экономического развития Алексей Улюкаев, имеющий поддержку в «Роснефти». Тем временем стало известно, с какими долями активов государство готово расстаться. Ожидается, что приобретателями госпакетов станут бенефициары приватизации 90-х.

 При этом рост мировых цен на нефть, вызванный соглашением России со странами ОПЕК об ограничении добычи, делает распродажу ненужной. В Госдуме в качестве антикризисной меры и вовсе готовятся проводить национализацию стратегических российских предприятий.

О резком повороте в подготовке к приватизации газете «Ведомости» сообщили сразу несколько федеральных чиновников. По их информации, глава Росимущества опасается ответственности за низкие результаты от продажи активов.

 По мнению Дергуновой, из-за плохой конъюнктуры рынка выручить необходимые для покрытия дефицита бюджета средства все равно не получится. 

Продать активы «красиво, прозрачно и по нормальной цене» мешает также избранная схема реализации так называемым стратегам — стратегическим инвесторам. 

Отметим, что это мнение разделяют опрошенные Reuters инвестбанкиры и консультанты. Дергунова прямо называет схему со «стратегами» переделом собственности и считает, что это вызовет критику деятельности возглавляемой ею структуры.

Взамен неудачной идеи со стратегическими инвесторами глава Росимущества предлагает реализацию пакетов акций на открытом рынке с тем, чтобы привлечь средства широкого круга лиц, которые станут акционерами. 

Такой подход позволит избежать обвинений в переделе собственности среди своих. Кроме того, она настаивает на уменьшении объемов реализуемых госпакетов. Так, вместо 19,5% «Роснефти» Дергунова предлагает продать всего 4–5%.

 Столько, сколько сможет освоить рынок. В ее словах есть резон, если внимательно наблюдать за цифрами возможного привлечения средств, которые объявляли министры экономического блока правительства.

 Если первоначально речь шла об 1 трлн рублей, то теперь Минфин уже называет число 700–800 млрд. Притом что аналитики Morgan Stanley делают еще более скромный прогноз: 300 млрд.

Интересно, что изначально приватизация объяснялась острой нехваткой денег в бюджете и нежеланием тратить средства Резервного фонда. Однако по ходу дела министр финансов Антон Силуанов изменил позицию и заговорил о возможности будущих трат из всероссийской «кубышки». То есть все идет к тому, что и резервы «спалят», и госсобственность переделят. Последнее обстоятельство и нервирует Дергунову.

 Всенародная слава Анатолия Чубайса ей, очевидно, не по сердцу. В то время как министрам-экономистам, а также их идейным соратникам в околовластных структурах переход государственной собственности в частные руки представляется безусловным благом. 

Так, глава РСПП Александр Шохин 10 марта предложил «немножко приватизировать "Ростех"». Сама форма предложения демонстрирует крайне уважительное, даже ласковое отношение к распродаже госсобственности как таковой.

Не удивительно, что твердая позиция Дергуновой встретила сопротивление министра экономики Улюкаева. По информации издания, он пытается «оттеснить от приватизационной сделки» чиновницу, передав часть функций другим исполнителям. 

Причем его поддерживают вице-премьер Игорь Шувалов и председатель совета директоров «Роснефти» Андрей Белоусов. Оба чиновника считают продажу крупных пакетов «стратегам» лучшим решением.

Тем временем становится ясно, с какими долями каких предприятий государство готово расстаться и кто имеет наибольшие шансы приобрести их. Так, на 25-процентный пакет «Башнефти» претендует «Лукойл» Вагита Алекперова, бывшего замминистра нефтегазовой промышленности СССР. 

Аркадию Ротенбергу Financial Times приписывает намерение приобрести 25% «Аэрофлота». Акции «Алросы» общим объемом 18,9% будут реализованы в два этапа, но пока неясно кому. 

Около 15% ВТБ также планируется продать, снизив долю государства в нем до 45%. Возможно, это будет не единственный приватизируемый госбанк, так как президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян уже высказал надежду на более широкую распродажу в банковском секторе.

 Объявил о желании провести приватизацию предприятий «Вертолеты России», КРЭТ и «Швабе» руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Таким образом, потенциальными бенефициарами новой волны приватизации станут, скорее всего, генералы бизнеса. В том числе и те, кто «поднялся» на ваучерной приватизации и залоговых аукционах 90-х. Только они смогут вписаться в схему продажи стратегическому инвестору, на которой настаивает Улюкаев и против которой возражает Дергунова.

 Выходом из положения могли бы стать так называемые народные IPO, в ходе которых акции продаются на открытом рынке максимально широкому кругу инвесторов с целью сделать акционерами прибыльных госкорпораций всех, кто этого захочет. 

Такая приватизация широко практиковалась, и успешно, в соседнем Казахстане. Тогда сотни тысяч простых граждан стали собственниками небольших долей общенациональных активов. Однако в России подобный опыт был признан неудачным.

Столь настойчивое желание поскорее распродать госактивы напоминает не столько экономический, сколько политический ход. Либеральное лобби во власти продолжает отстаивать линию на максимальное разгосударствление российской экономики, независимо от реальной необходимости в этом. Необходимость наполнения бюджета здесь отчасти только предлог.

 Тем более что после предварительного соглашения России со странами ОПЕК об ограничении добычи нефти цена на черное золото выросла до 40 долларов за баррель и, судя по всему, будет продолжать расти. А значит, и необходимость в тотальной распродаже госсобственности практически отпала. 

 Однако, разогнавшись, «каток» приватизации уже не может остановиться. Более того, распродажу, скорее всего, попытаются ускорить, чтобы успеть до возможного взлета цен на нефть.

На этом фоне в законодательной ветви власти происходят обратные процессы. Там речь зашла не о приватизации, а, напротив, национализации стратегически важных для страны предприятий. 

Так, в Госдуме РФ 17 марта пройдет круглый стол на тему «Приватизация и национализация предприятий как эффективные инструменты экономической политики государства: антикризисный потенциал и особенности законодательного регулирования». 

Организаторы ожидают, что круглый стол станет «площадкой для обсуждения вопросов повышения эффективности управления государственным имуществом как способа увеличения доходов бюджета, а также законодательных возможностей и подходов к проведению национализации, в частности, для предотвращения банкротства стратегически значимых предприятий».

 За этой вполне бюрократической формулировкой просматривается стремление противостоять губительным процессам бездумной приватизации, педалируемой экономическим блоком правительства.

Отметим, что эта робкая пока еще линия законодателей в целом совпадает с мнением большинства граждан России, воспринимающих приватизацию 90-х как несправедливую. Легко догадаться, что новая волна распродажи, да еще в интересах вчерашних нуворишей, не будет воспринята народом с восторгом. 

Так, согласно недавнему опросу ВЦИОМа, нынешний экономический курс правительства одобряют лишь 20% респондентов, 15% сомневаются, а 65% требуют его смены. 

Причем свои надежды на перемены люди связывают прежде всего с индустриализацией, то есть строительством новых предприятий, а не бесконечной продажей и перепродажей старых. В этих условиях организаторы очередной экономической авантюры с неясными последствиями могут остаться без народной поддержки.

Между тем никакая власть не может рассчитывать на успех, не опираясь на народное большинство. Когда вполне заслуженная эйфория от воссоединения Крыма пройдет, когда вернутся домой республики Новороссии, люди станут задаваться резонным вопросом: а почему они вынуждены оплачивать шикарную жизнь немногих? 

Почему, станут спрашивать они, в одной только Москве проживают 60 миллиардеров, которые получили свои состояния, присвоив общенародную собственность? Российская столица занимает сейчас по этому показателю третье место в мире после Нью-Йорка и Гонконга. И они потребуют свою справедливую долю в общенациональном богатстве. 

Никакие подачки в несколько тысяч рублей на фоне олигархов, прожигающих жизнь в роскошных поместьях, их не устроят. Единственным разумным выходом здесь станет пересмотр итогов приватизации в интересах большинства.

Источник: Русская планета
Автор публикации: Верещагин Михаил Васильевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий