Переедание на праздники сбивает «пищевые часы» организма.
Во время праздников наши столы и холодильники набиты едой, и такие понятия, как завтрак, обед и ужин начинают стираться
— ведь в любое время, когда нам захочется перекусить, мы можем пойти на кухню и съесть что-нибудь вкусное.
— ведь в любое время, когда нам захочется перекусить, мы можем пойти на кухню и съесть что-нибудь вкусное.
Однако такое поведение нарушает работу «пищевых часов» нашего организма — набора взаимодействующих генов и молекул, отвечающих за метаболизм.
Исследователям из Университета Калифорнии в Сан-Франциско удалось выяснить, как именно работают эти «часы» на молекулярном уровне и как легко «сломать» их во время праздников. Их статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Организм человека, как и большинства живых существ, подчинен циркадным ритмам. В нашем организме есть несколько сложных систем, которые синхронизируют биологические процессы с 24-часовым цикла дня и ночи.
Помимо биологических, в организме человека параллельно работают еще несколько видов часов, и среди них есть «пищевые часы», которые контролируются множеством генов и молекул, разбросанных по всему организму.
Роль этих «часов» — обеспечить получение максимального количества питательных веществ и энергии из потребляемой пищи. Они регулируют массу процессов — от переваривания и всасывания нутриентов до их транспортировки по органам с кровотоком.
Их работа подстраивается под наши пищевые привычки, поэтому мы начинаем ощущать голод, когда приходит время обеда или ужина.
Исследователи обнаружили, что ключевую роль в слаженности «пищевых часов» играет белок PKCγ. Он способен «перезапускать» эти «часы», если наши пищевые привычки меняются.
Так, обычная лабораторная мышь, которую начинают регулярно будить посреди ночи и кормить, довольно быстро перестраивает свои «пищевые часы» и начинает самостоятельно просыпаться незадолго до времени нового кормления. Это происходит потому, что белок PKCγ связывается с молекулой под названием BMAL и стабилизирует ее — это «подгоняет» часы под новое расписание кормления.
Однако мыши, страдающие недостатком белка PKCγ, не могут перенастроить свой метаболизм и продолжают спать.
Исследователи намерены и дальше изучать работу «пищевых часов». Они уверены, что их работа поможет понять молекулярные основы диабета, ожирения и других метаболических синдромов, поскольку в основе патогенеза этих заболеваний может лежать простая неспособность организма синхронизировать «пищевые часы».
Эти данные также могут объяснить, почему «совы» более склонны к полноте, чем «жаворонки».
Ссылки по теме:
PKCγ participates in food entrainment by regulating BMAL1 — Proceedings of the National Academy of Sciences, 11.12.2012, doi: 10.1073/pnas.1218699110
Комментариев нет:
Отправить комментарий