понедельник, 5 октября 2015 г.

Важный вопрос. Самоубийственная денежная политика


Сергей Глазьев: Необходимо разрубить гордиев узел самоубийственной денежной политики
05.10.2015

В середине сентября общественность активно обсуждала "революционные"
предложения экономиста, советника президента РФ Сергея Глазьева по "реабилитации" российской экономики. На днях эксперт представил тезисы своего нашумевшего доклада в рамках антикризисной секции Московского экономического форума. Выдержки из его выступления - в материале Накануне.RU.

О кредитовании предприятий реального сектора

Роль кредита в современной экономике велика, половина оборотных средств предприятий промышленности сформирована за счет заемных денег. Нашими денежными властями не учитывается, что с повышением процентных ставок идет замедление экономического развития. Если рентабельность ниже процентной ставки, брать кредиты предприятия не могут. В этой связи при повышении ставок сверх рентабельности, предприятия автоматически вынуждены сокращать оборотный капитал, отказываться от кредитов и, следовательно, сворачивать производство. Несмотря на все разговоры об импортозамещении, в реальности, если нет возможности наращивать производство из-за отсутствия кредита, предприятиям остается единственный способ свести концы с концами - поднимать цену денег.

О процентных ставках и "маховике" галопирующей инфляции

Никто не отрицает влияние таких факторов, как падение цен на нефть и экономические санкции. Однако главная причина кризиса выглядит следующим образом: девальвация рубля привела к шоку, раскрутился маховик галопирующей инфляции, а попытки побороть инфляцию через повышение процентных ставок лишь усугубили ситуацию, добавив к этому падение производства и инвестиций.

Процентные ставки весьма слабо влияют на инфляцию, имеет место обратная зависимость. Манипуляция с процентной ставкой не влияет на курс рубля. Обвал национальной валюты связан с тем, что на валютной бирже господствуют спекулянты. 95% оборота валютной биржи используется в спекулятивных целях. Значительная часть операций финансируется из-за границы. Деньги спекулянты берут из дешевых зарубежных источников.

Перейдя к таргетированию инфляции, Центробанк допустил ее резкое повышение. Вместо того, чтобы опустить ставку в два раза после ее взлета, регулятор фактически ошибся самим направлением движения цен.

Этот результат был предсказан два-три года назад. Вопрос, как не наступить на старые грабли - риторический. Наши денежные власти наступают на них много раз. Несмотря на предупреждения и прогнозы ученых, прошлый опыт, Центробанк с упорством, достойным лучшего применения, надеется, что за счет сжатия денежной массы возможно побороть инфляцию. Так было в 1990-е гг., после 2007 г. Сейчас пятый раз пытаемся проводить одну и ту же политику, надеясь на другие результаты.

"Валютная база" VS "Денежное предложение"

В большинстве развитых и развивающихся стран мы наблюдаем резкое увеличение денежного предложения. В России объем денежной базы свободных конвертируемых валют в среднем вырос в три раза, и рост продолжается в настоящее время. За время после кризиса 2008 г. объем резервных валют вырос более чем на $5 трлн.

Сжатие денежной базы не только провоцирует падение инвестиций и производства, но и обрекает на расстройство всю систему денежного обращения и на повторение печального опыта хаоса 1990-х гг.

Отсутствие ограничений на движения капиталов через российскую границу влечет серьезную турбулентность на нашем финансовом рынке. Если мы не ограничиваем движение спекулятивного капитала, то мы не можем ни управлять курсом рубля, ни проводить самостоятельную денежную политику.

О "донорстве" российской экономики

Две трети денежной базы сформировано под иностранные кредиты. Можно сказать, мы перевели нашу денежную систему на внешнее финансирование. При грамотной экономической политике не было бы причин занимать деньги за рубежом. Сейчас же вместо поступлений денег на воспроизводство, они "утекают" в наш корпоративный сектор. В мире, где наблюдался внешний шок, всегда увеличивался кумулятивный вывоз капитала. Ежегодно мы теряем $50-60 млрд, остальные деньги из $120-140 млрд, которые вывозятся, возвращаются в страну, проходя через офшорный бизнес и иностранную юрисдикцию. Тем самым создается иллюзия притока иностранных инвестиций. Россия является чистым донором. Мы своими действиями только усугубили положение. Мы каждый год читаем одни и те же мантры, но цели, которые ставятся, не достигаются. Экономика идет вразнос, хаос усиливается.

О необходимости защиты финансового рынка страны от спекулятивных атак

Уход Центробанка с рынка, отказ его от выполнения своей конституционной обязанности - обеспечивать устойчивость национальной валюты, привел к тому, что рынок сегодня полностью манипулируется финансовыми спекулянтами, которые имеют неограниченную кредитную подпитку со стороны мировых финансовых центров.

Главным центром прибыли является Московская биржа. Рентабельность операций там достигает практически 100%. Все свободные деньги при такой организации макроэкономического регулирования устремляются на финансовые спекуляции.

В декабре 2014 года курс рубля уже был в три раза ниже паритета покупательной способности. Говорить о том, что падение вызвано объективными факторами, могут только несведущие люди. Огромная волатильность рубля никак с фундаментальными факторами не связана. Это следствие спекулятивной игры, которая привела российский финансовый рынок в хаотическое состояние. Мы допускаем самую высокую волатильность нацвалюты, при том, что рубль сильнее остальных обеспечен золотовалютными резервами. Макроэкономическая ситуация стала совершенно неуправляемой.

О способах достижения экономического роста

В недомонетизированной экономике, которой мы находимся сейчас, есть большой запас неинфляционного повышения денежного предложения, поскольку есть свободные мощности. Мы можем на 40% увеличить производство на имеющемся потенциале. У нас нет ограничений по трудовым ресурсам - огромный резерв в области скрытой безработицы, неограниченный рынок из-за притока мигрантов с Украины, стран СНГ. Нет ограничения по сырью, полноценно не используется научно-технический потенциал.

Научный совет РАН многократно предлагал перейти к системе целевого кредитования экономики. Это гибкая система предоставления кредитов реальному сектору с обязательным условием жесткого контроля за их использованием. Если создадим гибкую систему многоканальной денежной эмиссии под цели расширения производства, можно рассчитывать на экономический рост. При этом процентные ставки могут быть снижены до 3-4% на рынке. Правительство Примакова реализовало то направление, о котором я говорю, с огромным успехом.

О современном "рыночном" Госплане

Для того, чтобы достичь успешного экономического роста, государство должно иметь стратегические планы и приоритеты. Мы должны понимать, где те точки экономического роста, с которыми можно связывать устойчивое развитие экономики. Предприятия, работающие в этой системе, должны отвечать за достижение плановых показателей. Эта система не является аналогом Госплана СССР. Это абсолютно рыночный механизм, который отработан во многих экономических системах мира - от Западной Европы до Кореи, Японии и Китая. Контроль за целевым использованием денег, направление денежного потока в интересах экономического роста требует планирования, за которым стоят обязательства предприятий, система хозяйственных договоров. Тогда у нас будет настоящее эффективное государственно-частное партнерство.

Государство в этой системе не заменяет рынок, а гармонизирует экономические отношения между всеми сторонами - производством, банками, населением, тем самым дает возможность максимально реализовать наш научно-технический потенциал.

Вместо послесловия

Если мы не разрубим гордиев узел самоубийственной денежной политики, то нас ждет возврат в хаос 1990-х гг. Хотя есть все возможности для устойчивого и быстрого развития.

Источник: Накануне
Автор публикации: Иванцов Анатолий Васильевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий