вторник, 28 ноября 2017 г.

Эрдоган требует от Центробанка Турции изменения денежно - кредитной политики.

 Экономика. Эрдоган требует от Центробанка Турции изменения денежно - кредитной политики.  26.11.2017

   Среди новостных сообщений
из Турции за последнее время весьма примечательна информация об обострении отношений между президентом Эрдоганом и Центробанком Турции. Согласно новости конца прошлой недели – Эрдоган сделал знаковое заявление по вопросу денежно-кредитной политики ЦБ Турции.

   17 ноября президент Турции сказал: «Инфляция не зависит от сезонных изменений. Главной и прямой причиной инфляции является изменение процентных ставок. Следует это усвоить. Те, кто не согласен со мной, рано или поздно придут к тому же выводу. Мы потребовали снизить процентные ставки, и, как результат, инфляция опустилась до однозначных значений. Как только проценты начали расти, инфляция вновь стала двузначной. Они говорят, что Центробанк является независимой структурой и туда нельзя вмешиваться. Так вот невмешательство и привело к такому развитию событий».

   Это заявление Эрдогана – сенсация, выходящая далеко за пределы Турции. Глава турецкого государства поставил под сомнение догму независимости центрального банка от органов власти государства. Эта догма на протяжении последнего столетия вбивалась в головы финансистов, политиков, юристов и всех прочих. Америка на протяжении всего XIX века не раз восставала против центрального банка, да ещё и независимого от государственной власти.

   Лишь в начале ХХ века, когда в декабре 1913 года Конгресс США проголосовал за принятие закона о Федеральной резервной системе (ФРС). ФРС, этот центральный банк США, согласно принятому закону, был частной корпорацией, наделённой полномочиями печатать деньги. При этом Федеральный резерв получал независимость от государства.

   С тех пор по всему миру и стали создаваться центробанки, якобы независимые от всего и вся. Такой же статус получил и Центробанк Турции. Закон о Центральном банке Турецкой Республики (ЦБТР) был принят 11 июля 1930 года. Сам Центральный банк Турции был создан 3 октября 1931 года и начал свою деятельность с 1 января 1932 года.

   Очень редки случаи, когда руководители государств ставили под сомнение статус независимости ЦБ. Одним из таких прецедентов стала попытка премьер-министра Венгрии В. Орбана поставить Национальный банк Венгрии под контроль правительства. Это было в 2010-2011 гг. В проекте новой Конституции Венгрии такой статус центробанка был специально оговорен. Это вызвало взрыв негодования в штаб-квартире ЕС, в Европейском центральном банке (ЕЦБ). На Венгрию и лично Орбана было оказано невероятно сильное давление. Премьер-министру пришлось отступить. Однако он ищет удобного момента, чтобы повторить попытку. Он открыто и справедливо утверждает, что независимость центробанка – это утрата суверенитета государства.

   Теперь и Эрдоган тоже понимает истину, которую несколько лет высказывает Орбан. Отношения между Эрдоганом и Центробанком давно напряжённые. Поначалу турецкий лидер обходил стороной вопрос независимого статуса ЦБТР, просто критиковал разные аспекты его денежно-кредитной политики. В начале 2015 года Эрдоган в очередной раз подверг ЦБТР критике. «Его монетарная политика, – сказал он, – не стыкуется с реалиями турецкой экономики». Он высказал предположение, что ЦБТР подвергается внешнему давлению. И сразу же после этого курс турецкой лиры просел. Аналитики отметили тогда, что Эрдоган получил предупреждение хозяев денег (главных акционеров ФРС США, они же – кураторы ЦБ Турции).

   После прошлогодней попытки переворота в стране Эрдоган вынужден действовать более решительно. В том числе на фронте противостояния ЦБТР. Он добился увольнения из ЦБТР нескольких чиновников. В ответ хозяева денег активизировали свои действия на валютном и денежно-кредитном направлениях, курс турецкой лиры стал падать, поскольку ускорился отток капитала из Турции, а импульс этому дали рейтинговые агентства (они играют роль «дирижёрских палочек» в руках хозяев денег).

   Обычно для предотвращения падения валюты прибегают к двум средствам, насаждаемым Международным валютным фондом (МВФ): к валютным интервенциям и повышению ключевой процентной ставки ЦБ. Оба средства имеют серьёзные минусы.

   Первый метод ведёт к истощению международных резервов. Общий объём таких резервов Турции по состоянию на конец сентября текущего года составил, по данным МВФ, 111,9 млрд. долл. По сообщению турецкой прессы, в этом году на поддержание курса лиры Центробанк может использовать до 3 млрд. долларов. Второй метод ведёт к удорожанию денег (повышению процентных ставок по кредитам) и блокированию экономического развития. На прошлой неделе Эрдоган и напомнил руководителям ЦБ, что их главной задачей является содействие экономическому развитию.

   А что реально делал и делает ЦБТР? В конце января 2014 г. он повысил ключевую процентную ставку с 4,5% до 10%, чтобы удержать котировки турецкой лиры от дальнейшего падения. Затем под давлением Эрдогана ЦБТР несколько раз понижал ставку, но лишь на символические 0,25 проц. пункта, чтобы потом произвести новые повышения. В целом ставка колебалась около 10%. На последнем (октябрьском) заседании правления банк оставил базовую процентную ставку без изменения (на уровне 12,25%), несмотря на рекомендации Эрдогана снизить её.

   Проявление такой «независимости» Центробанка и взорвало турецкого президента. Он может принять кадровые решения, поставив у руководства Центробанком более лояльных людей. Управление банком осуществляет Совет директоров из председателя и шести членов. Председатель правления Банка доктор Е. Баски (с 2011 года) считается человеком, идущим в русле финансовой политики Запада. Члены Совета директоров избираются генеральной ассамблеей, а у Эрдогана сегодня достаточно полномочий, чтобы влиять на её решения. Нельзя исключать, что президент Турции сделает и более решительный шаг: добьётся внесения в закон о ЦБТР поправок, подчиняющих Центробанк правительству.

   Важен ещё один момент. В заявлении Эрдогана от 17 октября была раскрыта тайна инфляции. Денежные власти многих стран мира (Россия в их числе) по пекомендациям МВФ пытаются бороться с инфляционным ростом цен путём сжатия денежной массы и удорожания денег (повышения процентных ставок).

   Так борется с инфляцией и ЦБТР, удушая национальную экономику. Эрдоган раскрыл простую истину: чем выше процентные ставки, тем выше издержки и цены на товары и услуги. Это хорошо видно на примере России: процентные ставки по банковским кредитам, получаемым многими российскими предприятиями, оказываются ростовщическими, колеблясь в диапазоне от 15 до 20%.

   Выплата процентов (обслуживание долга) у многих компаний становится основной статьей расходов, даже превышающих расходы по зарплате. Ростовщические кредиты и запускают инфляционный процесс. У руководителей Центробанков причина перепутана со следствием. А Эрдоган ясно объяснил, что есть причина, а что - следствие.

   Президент Турции попытается воздействовать на курс Центробанка и по другим направлениям. Возможности есть. Так в прошлом году Эрдоган дал команду наращивать золотой запас в составе международных резервов. По данным Всемирного совета по золоту (ВСЗ), на начало ноября 2017 года золотой запас Турции составил 495,6 т. Это 13-е место в мировом рейтинге основных официальных держателей золотого запаса. По абсолютным масштабам и темпам наращивания золотого запаса ЦБ Турции ненамного отстает от ЦБ РФ (Россия сегодня – мировой лидер по накоплению золота в международных резервах).

   Доля золота в международных резервах Турции, по данным ВСЗ, в настоящее время составляет 18,3%. Это намного больше, чем у большинства развивающихся стран, но очень скромно на фоне стран «золотого миллиарда» (по странам еврозоны, данный показатель составляет около 50%). Золото является незаменимым инструментом международных расчётов в условиях блокад и разных санкций. А чтобы накапливаемый золотой запас стал действительно стратегическим резервом Турецкой Республики, необходимо вносить поправки в закон о ЦБТР, передавая право распоряжения золотым запасом от Центробанка правительству.

PS (от автора публикации)

   Опыт Эрдогана по подчинению деятельности ЦБ интересам Турции весьма полезен для нашей страны. Тем более, что в отличие от турецкого банка, наш ЦБ вообще не имеет конституционной функции содействия экономическому развитию страны.

   Важным в противостоянии ЦБ Турции и президента является то, что реальные действия по ограничению независимости банка от госструктур Турции (и соответственно зависимости от внешнего управления - МВФ) Эрдоган стал предпринимать только после расширения своих полномочий как результата провала попытки переворота лета прошлого года.
Источник: Правдинформ
Автор публикации: Данилов Вадим Николаевич

Подпишись на ленту новостей: https://alekseenkopavel.blogspot.com/feeds/posts/default

Комментариев нет:

Отправить комментарий