четверг, 24 июля 2014 г.

Знаменитая украинская кухня. Одесса. Украинский шедевр. Уха из петуха

Уха из петуха Знаменитый одесский юмор я испытала на себе сразу же по прилёту в этот жемчужный город, в котором жили тогда люди лёгкие и неунывающие. 

Выбравшись из аэропорта, я пыталась
узнать, как быстрее добраться до Балты, районного городка к северу от Одессы. И мне молниеносно ответили: «Быстрее? Конечно самолётом!» Не уловив подвоха в этом рекламном слогане, я стала добросовестно искать самолёт, на котором можно долететь до вожделенной точки. Представьте себе, такой самолёт был: одессит не обманул. 

Правда, потом я узнала, что народ в здравой памяти и ясном уме ездил до Балты или электричкой, или проходящим поездом, а то и автобусом. И только продвинутые, а вернее сдвинутые, как я покоряли расстояние около 200 километров на кукурузнике, да ещё и с остановками.

 Для тех, кто не знает, кукурузник - это небольшой самолёт, используемый, в частности, для опыления растений в сельском хозяйстве, оттуда, видимо, и название. Вообще, самолёт для меня дело не новое. Я побывала в многочисленных турне, в том числе даже с 17-и часовым перелётом на Кубе, включающим передых в Африке. 

Но тот одесский кукурузник несколько поколебал моё доброжелательное отношение к авиации. А колебал он так, что мы с маленькой дочкой совершенно потеряли себя во времени и пространстве. Впрочем, не только себя, но и содержимое наших желудков. 

Смутно помню ещё и промежуточную посадку где-то в середине пути. Надо сказать откровенно, что прилетели мы действительно быстрее, чем встречавший нас и возвращавшийся не солоно хлебавши из Одессы на автобусе муж. 

Зато в награду за все эти эскапады приветливого края ждал гостей великолепный пикник на пустующей генеральской даче. Особнячок уютно потерялся в зарослях ивняка на берегу озера, по местному, ставка. 

Проворный молодой человек, неуловимо смахивающий на Остапа Бендера, был на этом роскошном подворье или квартирантом, или охранником с генеральскими полномочиями. 

Когда Остап Бендер местного разлива, уже ставший чуть ли не родным братом моему мужу, объявил, что нас ожидает уха из петуха, я не особо расстроилась. Я съела бы и кашу из топора. Во всяком случае, у меня такая возникла ассоциация. Но петух был настоящий, дебелый украинский.

Правда, ощипанный, он выглядел неприлично голым. Петуха опустили в ведро над костром, где он и варился спокойно около двух часов. А в меня вливался в это время бальзам цветущего сада и сияние чистого и тихого озера. Мужчины же увлечённо сортировали и готовили к варке выловленную на одесском «Привозе» всякую рыбную мелочь. Надо сказать, что рыба в те времена в Одессе ещё была, а базар был отменный.

 Базар и сейчас впечатляющий, только вот наполнение другое. Мужчины превращают приготовление любого блюда в ритуал, а уж уха - это ритуал из ритуалов, где они торжественно, священно действуют над почищенной собственноручно картошкой и над укрощённым луком. 

Я как-то пыталась выведать, почему у них всё так вкусно получается. Муж, подумав, уверенно изрёк: «Потому что мы ни на чём не экономим, это, во-первых. И если готовим, то не потому, что надо, а потому, что хочется, во-вторых». 

Ну как тут не вспомнить анекдот про еврея и его секрет заварки для чая. Когда петух сварился, мужчины его вытащили из ведра и, разделав на порционные куски, предпочли до утра забыть. В куриный бульон муж запустил, одну треть стакана плохо промытого (почти уверена в этом) пшена, а наш скоропостижный родственник – картофель, кажется с не удалёнными «глазками». 

Картофеля было около полкилограмма, причём крупно нарезанного. К луку я придраться не могла. Пять очищенных головок было брошено в свободное плаванье по волнам кипящего бульона. После того, как эти составляющие стали полусырыми, лук удалили, а в ведро вывалили сразу четыре сорта рыбы, не забыв посолить. 

Это был судак, щука, мелкие карасики и голова осетра. Муж сказал, что осётр это не принципиально: его можно заменить любой другой красной рыбой. Эта дребедень сварилась быстро. 

Я пыталась вставить свои «5 копеек» в процесс приготовления ухи хотя бы в качестве консультанта. Но, несмотря на моё предложение варить рыбу по частям, сначала запуская крупную, а потом всякую прочую пузатую мелочь (а может и наоборот), требования высокой технологии соблюдены не были. 

После того, как через 20 минут у рыбы вылезли глаза на лоб, её выудили из ухи, а варево заправили лавровым листом, горошком чёрного перца и зеленью, что росла на огороде у трудолюбивого генерала. 

Помнится, это были петрушка и укроп. Под занавес всего действа в ведро с почти готовой ухой влили 50 граммов водки. Без последнего ингредиента настоящая уха, уточнили мои повара, не мыслима. 

Однако причина оказалась, как я узнала потом из достоверных источников, прозаической. Водку добавляют для того, чтобы осветлить бульон. Но если вам не с руки тащить для этого на пикник бутылку водки, то её может заменить даже холодная вода, сваренная вместе с крупой морковка или яичный белок. 

Крупа тоже улучшает вкус ухи, нивелируя специфический рыбный запах. Чтобы вы не думали, что этот рецепт мужская догма, добавлю, что вместо пшена иногда берут или перловку, или рис. Но если крупу забыли, то и то, что сварят без неё - тоже будет ухой! 

Когда передо мной поставили пахнущую костром и, казалось, всеми вкусностями Украины тарелку, голос разума умолк, вернее, он переместился в желудок. Горячее южное солнце уже уткнулось носом в душистые сады, а цветущая вишня растворила все обиды и печали. 

Надо ли говорить, что вкуснее этого украинского шедевра я ни до, ни после, никогда больше не едала!

Источник: взято из интернета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий