четверг, 19 октября 2017 г.

Эффект телесериала "Спящие": либеральную интеллигенцию лишили неприкосновенности

Эффект телесериала "Спящие": либеральную интеллигенцию лишили неприкосновенности   18.10.2017

   Общественная полемика, разразившаяся
вокруг сериала "Спящие", оказалась достаточно бурной. Обычно общественно-политическая дискуссия (как в позитивном, так и в негативном аспекте) вокруг кинокартины или телесериала раскручивается постепенно, нередко задолго до того, как у аудитории появляется шанс реально увидеть снятое произведение. Так было с "Левиафаном", с "28 панфиловцами", именно так сейчас происходит и с "Матильдой".

   Здесь же поток обсуждения вплоть до осуждения обрушился на сериал мгновенно и сразу в максимальной степени из-за то ли покаянного, то ли обличающего (то ли и то и другое одновременно) публичного заявления режиссера сериала Юрия Быкова. Заявления, из которого стало ясно, что за свое произведение Быков подвергся массированной травле со стороны круга творческой интеллигенции, к которому он принадлежит.

   В принципе, данный инцидент выглядит неизбежным, и его можно было ожидать — если не со "Спящими" и Быковым, так с каким-нибудь другим произведением и кинодеятелем. За последний год ситуации с переносом рассмотрения фильмов из кинематографической плоскости в общественно-политическую стали столь многочисленными, что можно говорить о новом качестве общественного внимания к данной сфере.

   В острую стадию вновь вошли старые общественные противоречия и споры. "Красные" и "белые", либералы и патриоты, лоялисты и оппозиционеры, монархисты и республиканцы, верующие и атеисты сошлись в очередной схватке за образ прошлого, настоящего и будущего России. К этому списку присоединился и еще один значимый конфликт: между российской т.н. творческой средой, которая в массе своей исповедует одни установки, и представителями этой же среды, которые, делая свою работу, создают произведения с заметно иными идеями.

   Надо отметить, что проблема Быкова и "Спящих" вовсе не в том, что в сериале в позитивном свете представлены сотрудники российских спецслужб. За последние годы данная особенность в российских фильмах и сериалах перестала быть чем-то из ряда вон выходящим. Непростительным грехом Быкова (а также других создателей сериала — сценариста С. Минаева, продюсера Ф. Бондарчука и так далее) оказалось совсем иное.

   Камнем преткновения стал не позитивный образ ФСБ в "Спящих", а негативный, причем, откровенно негативный — образ той самой именующей себя творческой интеллигенции, которая и устроила ныне режиссеру "веселую жизнь".

   В этой ситуации качество сериала — дело не столь важное, гораздо более существенно то, что крайне острая, болезненная реакция российской либеральной 'оппозиции' и т.н. творческой интеллигенции на "Спящих" дает обширную почву для размышлений.

   Первой и очевидной версией является то, что создатели сериала в данном случае точно попали в цель, создав весьма отталкивающий образ этих деятелей. Более того, этот крайне нелицеприятный портрет в значительной степени совпадает с представлением о нем широких кругов российской общественности. Этот слой либерастов в массовом порядке видят не просто бесполезным, надоедливым и неприятным, но и откровенно враждебным стране.

   Ряд произведений, которые были созданы российским творческим классом и которые воспринимаются российским обществом как глубоко-антироссийские и русофобские (тот же "Левиафан", "Сволочи", список можно продолжать долго), вызывали и вызывают столь резкую негативную реакцию людей именно потому, что в них видят непростительную ложь и клевету. Хотя можно не сомневаться в искренности создателей этих произведений, которые, возможно, полагают, что своими работами они помогают России справиться с ее глубинными пороками.

   Таким образом, возмущающиеся сериалом либералы и оппозиционеры (хотя бы их часть) могут совершенно искренне негодовать и считать, что создатели нарисовали клеветнический образ их класса, приписав им враждебные России и даже предательские черты. Однако, в этой ситуации нельзя не отметить иронии судьбы, ведь российской либеральной интеллигенции пришлось отведать ее же горького лекарства.

   Фактически до сериала "Спящие" в произведениях искусства у них был неприкосновенный статус морально безупречной страты. Теперь же они оказались поставлены ровно в то же положение, что и перечисленные выше группы россиян — от монархистов до "красных", которых нередко задевает и оскорбляет то, как представляют важные и даже святые для них вещи в творениях отечественных кинематографистов.

   Произошло просто выравнивание весов справедливости и отныне российская либеральная и творческая интеллигенция поставлена в ровно те же условия (при создании ее кинематографических образов), что и все прочие группы россиян.

   Остается только один очень важный вопрос. Возможно, возмущающаяся интеллигенция права, и ее образ в сериале несправедливо гиперболизирован в негативном смысле. Однако ее сплоченная реакция на "Спящих", позорная травля режиссера, продемонстрированная нетерпимость к чужому мнению и тоталитарность мышления дают основания стране думать, что у создателей сериала были серьезные основания нарисовать именно такой ее портрет.
Источник: Правдинформ
Автор публикации: Данилов Вадим Николаевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий