воскресенье, 15 июня 2014 г.

Врачам о мужском здоровье. О необходимости ранней диагностики андрогендефицитных состояний, с последующей их коррекцией

ВОЗРАСТНОЙ АНДРОГЕННЫЙ ДЕФИЦИТ – КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА МУЖСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Губанов Е.С.
Самарский государственный медицинский университет
Кафедра урологии


В настоящее время в России особое внимание вызывают проблемы мужского здоровья. За последние 15 лет заметно выросли показатели инвалидизации и смертности среди мужчин работоспособного возраста. 

По данным ВОЗ, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет, что на 13 лет меньше чем у женщин. В структуре общей смертности российских мужчин 37% приходится на осложнения сердечно-сосудистых заболеваний, что, безусловно, является одним из факторов определяющих продолжительность и качество жизни. 

Андрогенный дефицит приводит к комплексным изменениям в организме мужчины, вызывающим повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения (Лоран О.Б. и соавт., 2007; Мамедов М.Н. и соавт., 2008).

Частота клинически выраженного возрастного андрогенного дефицита у мужчин старше 30 лет составляет от7 до 30 %. В этой группе наблюдается лабораторно подтверждённый абсолютный андрогенный дефицит, при котором уровень как свободного, так и общего тестостерона находится ниже нормальных показателей (Дедов И.И., Калинченко С.Ю., 2006). 

Следует отметить, что относительный андрогенный дефицит, то есть снижение уровня тестостерона по сравнению с предыдущими годами, но не выходящее за пределы нормальных показателей, возникает у всех мужчин. 

Снижение секреции тестостерона происходит со скоростью 1 % в год, начиная с 30 лет (Harman S.M. et al., 2001).

В клинической картине андрогенной недостаточности можно выделить несколько групп симптомов.

 Изменения нервно-эмоционального статуса проявляются повышенной раздражительностью, снижением способности к концентрации внимания, снижением когнитивных функций, творческой продуктивности, памяти, депрессией, нарушениями сна, ощущением снижения жизненной энергии.

 Поскольку тестостерон является основным анаболическим гормоном, то его дефицит приводит к развитию соматических нарушений: снижению мышечной массы и силы, увеличению количества жировой ткани, развитию остеопороза, снижению тонуса и толщины кожи, изменению липидного и углеводного обмена, увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Нарушение метаболизма тестостерона отмечается при различных соматических заболеваниях.

 Отмечено, что 18 – 20 % пациентов с артериальной гипертонией (АГ) имеют дефицит андрогенов, подтверждённый лабораторно, что достоверно выше, чем у пациентов с нормотензией, сопоставимых по возрасту (Лоран О.Б. и соавт., 2007). 

Встречаемость андрогенного дефицита повышается при комбинации артериальной гипертонии с сахарным диабетом (75 % больных мужчин) и ожирением (55,3 %).

Третья группа клинических проявлений гипогонадизма объединяет расстройства сексуальной функции: снижение либидо, эректильная дисфункция, расстройства оргазма и эякуляции, бесплодие.

Для комплексной оценки различных симптомов, связанных с андрогендефицитным состоянием, широко применяются опросники. В нашей стране наиболее часто применяется опросник AMS.

 Главным диагностическим критерием гипогонадизма является уровень общего тестостерона в крови пациента менее 12 нмоль/л. Целесообразно также определять концентрацию глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), с расчётом свободного тестостерона.

В настоящее время существует несколько форм тестостерона, включая пероральные, инъекционные и трансдермальные формы для проведения андрогензаместительной терапии у мужчин. Среди препаратов тестостерона широкое распространение нашёл Небидо – препарат-депо с замедленным высвобождением действующего вещества, который применяется 4 раза в год. Однократная инъекция Небидо способствует стабильному поддержанию уровня тестостерона в физиологических пределах в течение 12 недель. 

Небидо (тестостерон ундеканоат) явялется эфиром природного тестостерона, который, постепенно высвобождаясь, гидролизуется с образованием тестостерона и ундекановой кислоты. Повышение сывороточного тестостерона отмечается уже на следующий день после инъекции. Период полувыведения составляет 34 дня.

В исследованиях продолжительностью от 6 до 24 месяцев показано стабильное поддержание нормальных концентраций тестостерона, наряду с которыми отмечалось постепенное, но стабильное снижение уровней эстрадиола, ГСПГ, гипофизарных гормонов (ФСГ и ЛГ), снижением общего холестерина и триглицеридов. Больные отмечали улучшение клинической симптоматики (Аринина Е.Н., 2007; Malkin C.J. et al., 2004; Amory J.K. et al., 2004). Немаловажно, что мужчины, ранее принимавшие другие препараты тестостерона, отмечали простоту использования Небидо, и их приверженность к лечению повышалась.

Применение андрогензаместительной терапии положительно влияет на течение ИБС, артериальной гипертонии, снижает риск развития инфаркта миокарда (Phillips et al., 1994; Peter J. Pugh, 2001). Андрогены оказывают прямой эффект на чувствительность тканей к инсулину. Дефицит тестостерона ведёт к развитию инсулинорезистентности, в то время как, гормональная терапия препаратом Небидо приводит к снижению уровня гликированного гемоглобина (Boyanov M.A. et al., 2003).

Результаты плацебоконтролируемого исследования, проведённого в ГУ ЭНЦ РАМН, показали, что коррекция андрогенного дефицита у мужчин с метаболическим синдромом приводит к достоверному снижению выраженности висцерального ожирения, умеьшению клинических симптомов гипогонадизма, улучшению качества жизни пациентов (Калинченко С.Ю. и соавт., 2007).

Таким образом, накоплено достаточное количество научных данных, свидетельствующих о необходимости ранней диагностики андрогендефицитных состояний, с последующей их коррекцией. 

Своевременное лечение позволит предупредить, либо улучшить течение и прогноз заболеваний, влияющих на продолжительность и качество жизни мужчин.

Автор статьи: Губанов Евгений Сергеевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий